Сотни упитанных ворон по ночам уничтожают Первомайский сквер — орнитолог советует мэрии устроить ради них светошумовые шоу
Сугробы в Первомайском сквере покрылись слоем обломанных еловых веток после нашествия ворон. Орнитологи удивлены: обычно у этих птиц не хватает сил ломать деревья. Между тем горожане, регулярно наблюдающие пернатых, отмечают, что вороны стали весьма упитанными, если не сказать жирными. Где так разъелись
новосибирские вороны, почему их так много и чем грозит их длительное пребывание в центре мегаполиса — в материале НГС.НОВОСТИ.
С конца января центр Новосибирска стал излюбленным местом для слета ворон. Теперь прохожие регулярно видят несколько сотен птиц, которые, каркая, носятся над Первомайским сквером или осаждают макушки деревьев. Как рассказал начальник МУП «Горзеленхоз» Андрей Храмов, больше всего от нашествия пернатых страдают ели.
«Почему-то вороны облюбовали высокие деревья — елки и несколько берез. У елей побеги обломаны, сколько — мы не считали. Не хочется терять эти деревья, им по много лет. Если, не дай бог, они погибнут, мы таких в ближайшие десятилетия не получим», — сетует Андрей Храмов.
Специалист говорит, что впервые сталкивается с тем, что деревья так массово страдают от птиц. Виной тому, по мнению господина Храмова, стали солидные вороньи габариты.
«Специально сегодня посмотрел: сидят толстые, как поросята. Какие ветки это выдержат?!» — рассуждает глава «Горзеленхоза».
Орнитолог Алексей Яновский подтвердил, что врановые достаточно массивны. Вес черных ворон варьируется от 0,5 до 0,7 кг, серые вороны могут весить до 740 г. Таким образом, на одну ель с разных сторон «падает» единовременно до ста кг. «В сумерках, присаживаясь на ветки елей, птицы ненароком надламывают ветки, сминая их пальцами и своим туловищем. Возможно, они ломают еловые побеги специально — клювом», — полагает орнитолог.
По данным Алексея Яновского, в воскресенье, 1 февраля, всего за 15 минут — с 17:30 до 17:45 — в Первомайский сквер с разных концов города слетелось порядка полутора тысяч ворон. Однако не все птицы «местные». «Откуда прилетают зимовать серые вороны и галки, приходится судить лишь предположительно: летом они гнездятся как в самом Новосибирске, так и в НСО, и во всех соседних регионах. О родине черных и гибридных ворон можно говорить более определенно. Они прилетают к нам на зимовку из восточных районов Кемеровской области и Красноярского края», — говорит орнитолог.
Заместитель директора Института систематики и экологии животных, доктор биологических наук Лев Вартапетов поделился мнением, что миграцию ворон именно в Новосибирскую область в этом году подстегнула мягкая зима. В довесок к приятному климату у этих птиц нет проблем с пропитанием — вороны обедают на новосибирских свалках, не брезгуя ни падалью, ни полиэтиленом, рассказывает Вартапетов. Что касается поломанных веток, специалист недоумевает, почему ели — деревья с достаточно эластичными ветвями — стали вдруг такими хрупкими. Возможно, виной тому птичий помет, который портит почву.
Концентрацию птиц именно в Первомайском сквере Алексей Яновский объяснил ярким освещением. Оно позволяет воронам сохранять активность в темное время суток. «Боюсь, что теперь и уменьшения освещения будет недостаточно для избавления от скопления врановых в городских парках. Потребуются специальные мероприятия по их отпугиванию.
Следует не только уменьшить освещение, но и устраивать светошумовые шоу, запуская петарды, чтобы вынудить птиц искать другие места для ночевки», — посоветовал специалист.
Глава МУП «Горзеленхоз» Андрей Храмов говорит, что проверил эту гипотезу и усомнился в зависимости птиц от уличного освещения. По наблюдениям Храмова, особая концентрация ворон наблюдается в сумерках у фонтана «Мишка», та сторона сквера, которая примыкает к Вокзальной магистрали, кажется птицам менее привлекательной. Горожане жалуются на вороний помет, которым усыпаны дорожки в Первомайском сквере. Пока мэрия изучает ситуацию, но если птицы не исчезнут в ближайшее время, их будут отпугивать. Идею отстрела пернатых в черте города Андрей Храмов не одобрил.
В остальном приспособившиеся к жизни в городе вороны не наносят мегаполису особого ущерба. «На людей вороны не нападают, хотя способны, объединившись в стаи, охотиться, например, на кошек. Или отбирать еду у других городских птиц. Особой пользы от ворон нет. Но и вреда от них меньше, чем от голубей, которые переносят инфекции», — сообщил Лев Вартапетов. С его точки зрения, наводнившие Новосибирск вороны не упитанные, а, скорее, пушистые — такова особенность их оперения зимой.
Вороны — не единственные птицы, нашествие которых переживал Новосибирск. Прошлой зимой богатый урожай ягод привлек стаи свиристелей и дроздов-рябинников. Алексей Яновский вспомнил рассказы старожилов о том, что в 40–50-е годы прошлого века в ближайшем пригороде Новосибирска встречались стаи тетеревов: они, как теперь вороны, занимали целые деревья, но потом этих птиц истребили охотники. «Зато для ворон у нас все преференции», — грустно резюмирует орнитолог, имея в виду невозможность отстрела врановых.
Директор общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» Дмитрий Сапелкин рассказал свою версию появления тяжелых ворон в центральной части города. «Ворон действительно стало больше. А еще коршунов. Особенно на свалке у Хилокского кольца в Ленинском районе. Та свалка горела, возможно, птицы испугались дыма и полетели туда, где им кажется более безопасно. Добраться до Первомайского сквера им не составило большого труда. Вероятно, скоро они опять переберутся на свалку», — рассуждает собеседник.
Анна Наумцева
Фото Татьяны Кривенко
Комментариев нет:
Отправить комментарий