На рынке мусора может появиться монополист: готовятся изменения в соответствующее законодательство. Монополизм всегда ведет к удорожанию услуг и снижению качества, но этот конкретный рынок настолько непригляден и дик, что, как ни парадоксально, ему монополизация может оказаться во благо.
раздельный мусор, ездит через день, но аншлага возле нее не наблюдается. Загрузив имеющееся, водитель ждет еще минут пять для верности и уезжает.Жительница Зеленограда, пенсионерка Любовь Онуфриева все утро раскладывает по разным пакетам скопившийся за несколько дней мусор: в один мешок — пакеты из-под молока, упаковки от яиц, газеты и прочую бумагу, в другой — пластиковые бутылки, в третий — банки из-под кошачьей еды, в четвертый — все остальное. Минуя дворовую помойку (здесь вообще-то тоже стоят яркие баки для раздельного сборамусора — но они уже под завязку забиты мусором обычным, смешанным), эти мешки еще нужно минут десять тащить до места, куда придет машина. Здесь уже топчется с такими же пакетами другая экологическая активистка, помоложе. Наконец приезжает "КамАЗ". Машина, собирающая Старушки-активистки, модная молодежь, субботники и акции — пока тема раздельного сбора мусора носит такой вот спорадический характер. "В целом ряде районов Москвы — Тимирязевском, Нагорном, Отрадном жители сами связываются с мусоровывозящими компаниями, управами районов и просят установить контейнеры для раздельного сбора в их дворах,— рассказывает руководитель проекта "Дом-и-двор.рф" Павел Степура.— Но ГБУ "Жилищник", фактически монополист среди управляющих компаний города, относится к таким просьбам безразлично, не хочет себе лишних хлопот". Московская мэрия четыре года назад представила проект по раздельному сборумусора и подписала контракт с пятью компаниями на 140 млрд рублей. Теперь правительство заявляет об успехе эксперимента: в год собирают до полумиллиона тонн раздельного мусора. Но экологи эти достижения оспаривают. Активисты Greenpeace назвали программу "профанацией": с помощью изредка приезжающих машин дело не наладить, а стационарных пунктов открыто недостаточно. На данный момент доля раздельного сбора мусора по России не достигает и одного процента, в отдельных городах (Москва в их число не попадает) — доходит до 5%. "Вывоз мусора подорожает" (или "не подорожает") — два основных типа заголовка в статьях о последней законодательной инициативе Минстроя. В готовящихся изменениях в рамках реформы ЖКХ Минстрой предлагает: во-первых, поменять систему начисления платы за вывозмусора и вынести эту статью в отдельную строку в платежках, во-вторых, для тех, кто занимается раздельным сбором мусора, ввести скидки на вывоз и, в-третьих, до конца года провести конкурсы по выбору единого регионального оператора по обращению с отходами. Нам представляется, что важнее всего в этом документе — "в-третьих", а "во-первых" и "во-вторых" носят характер чисто декоративный. По сути, речь идет о монополизации мусорного рынка — если сейчас УК теоретически могут сами решать, кто будет вывозить мусор из подведомственных домов (на практике, стоит оговориться, большинство крупных контрактов подписывает мэрия), то скоро всех обяжут заключать договор с единственной компанией, выбранной даже не муниципальными, а региональными властями. Автоматического удорожание услуг оператора эти перемены действительно не означают: вывоз мусора сейчас дотируется из бюджета, и ничто пока не предвещает, что эта система изменится. Но монополизация, как известно, всегда ведет к росту цен — нельзя исключать этого и в данном случае. К подорожанию располагает и изменение системы расчета стоимости вывоза — с "площадного" на "подушевой". Впрочем, даже если вывоз мусора подорожает вдвое, с вилами на улицы народ из-за этого не выйдет — сейчас, например, затраты на вывоз мусорасоставляют 3-5% от общих коммунальных платежей. Куда интереснее готовящиеся изменения в законодательство для участников этого рынка. На самом деле игроков здесь осталось не так уж много. "Есть пятерка крупных компаний, которые поделили между собой московский рынок и достраивают холдинги как за счет продвижения в регионы, так и за счет вертикальной интеграции — обзаводятся собственными полигонами, сортировочными мощностями",— утверждает эксперт по переработке отходов Александр Цыганков. Пять компаний, о которых идет речь, созданы весьма влиятельными людьми и организациями: среди акционеров "Спецтранса" и "РТ-Инвеста" — руководимый Сергеем Чемезовым "Ростех"; "МКМ-логистика" принадлежит структурам Романа Абрамовича и семье Чигиринских; компания "Хартия" — сыну генпрокурора Игорю Чайке; "Эколайн" — зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку, "Эко-Система" — сенатору и совладельцу алкогольного холдинга "Синергия" Валентину Завадникову. Сумма 15-летних контрактов на вывоз мусора каждой из этих компаний только в Москве составляет от 12 млрд до 42 млрд рублей. Если изменения в соответствующее законодательство будут приняты, лидеры поделят между собой регионы, либо их станет еще меньше. "Я полагаю, что часть игроков разочаровалась,— делится размышлениями юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.— Когда они приходили в этот бизнес, то думали, что очень легко освоят деньги, но некоторые контракты уже сейчас сорваны или не реализуются. И, по информации моих источников, компании собрались с этого рынка уходить, оставив кого-то одного самым главным и продав ему свои бизнесы". Учитывая, что "Ростех" уже несколько лет лоббирует идею создания национального оператора по мусору, в качестве наиболее вероятного нацоператора по Москве собеседники "Денег" называют его структуры. Последствия появления регулятора такого масштаба эксперты оценивают по-разному. "Действительно, в своей зоне обслуживания компании станут монополистами, но они будут отвечать за весь цикл обращения с отходами: вывоз, сортировку, захоронение в соответствии с экологическими требованиями. А если в зоне деятельности регионального оператора образуется несанкционированная свалка, он организует ее уборку",— Алексей Макрушин исполнительный директор НП "ЖКХ Развитие" настроен оптимистически. Другие эксперты более сдержанны: экологическое законодательство существовало и раньше, но соблюдать его участники мусорного рынка не торопились. "Монополизация — это всегда плохо,— уверен генеральный директор компании УКО Артем Ермолин.— Заявления отдельных чиновников от ЖКХ о том, что монополизации не будет, так как нерегиональные операторы смогут выставлять контейнеры для раздельного сбора мусора у торговых центров и во дворах, мягко говоря, вызывают недоверие, так как объемы сортированного и несортированного мусора несопоставимы". |
среда, 24 февраля 2016 г.
Всякие отходы — благодать
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий