Источник: ЭКОпортал
Одна из многочисленных диатомовых водорослей (фото Hans de Vries). |
Мировой океан - крупнейший резервуар реактивного углерода. Постоянно происходит обмен морского углерода с атмосферным, и в результате образуется углекислый газ. Основная часть углерода, находящегося в поверхностных водах, усваивается морскими растениями
(прежде всего фитопланктоном). Именно поэтому морская биологическая продуктивность признаётся фактором, определяющим количество углекислого газа в атмосфере.
Показатель биологической продуктивности океана в свою очередь зависит от наличия питательных веществ: азота, фосфора, железа. Установлено, что на биологическую продуктивность (по крайней мере в экваториальной части Тихого океана и вокруг Антарктиды) в большей степени влияет именно железо, а не азот и фосфор.
Поэтому двадцать лет назад Джон Мартин из Университета штата Калифорния (США) выдвинул "железную гипотезу", которая гласит, что биологическую продуктивность можно стимулировать за счёт увеличения количества железа в океане, и это приведёт к снижению атмосферного содержания углекислого газа. Он также утверждал, что в древности нечто подобное уже было. Когда земля была более сухой и, соответственно, пыльной, в океан сдувалось больше железа, стимулируя тем самым биологическую продуктивность, сокращая концентрацию углекислого газа в атмосфере и охлаждая Землю. Именно это и приводило к длительным ледниковым периодам.
Г-н Мюррей и его коллеги в какой-то мере подтвердили правоту ныне покойного учёного: в отложениях Тихого океана они обнаружили чёткую взаимосвязь между фитопланктоном (диатомеями) - точнее, между биогенным кремнезёмом - и содержанием железа. Наличие железа действительно определяет биологическую продуктивность в областях с высоким содержанием питательных веществ и низким хлорофиллом.
Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.
Комментариев нет:
Отправить комментарий