воскресенье, 25 декабря 2011 г.

Отходы – в доходы

Обычно мы не задумываемся о судьбе отходов. Мнение, что наши отношения с ними заканчиваются у мусорного контейнера, – глубокое заблуждение. Мусор возвращается к нам бумерангом, а в скором времени бить этот бумеранг будет с силой хорошей дубины. На свалках прекрасно чувствуют себя микроорганизмы, вызывающие туберкулез, гепатит, аллергические, кожные и др. заболевания. Разносят же их мухи, птицы, собаки, кошки, крысы. При этом надо отметить, что у нас нет
ни одного полигона, который соответствовал бы санитарным и технологическим нормам. Да и откуда им взяться, если, по некоторым данным, в республике функционирует несколько сот «левых» свалок. 

Страшно даже подумать, чем мы дышим. Самую большую тревогу при утилизации огнем вызывают диоксины, обладающие мощным мутагенным, иммунодепрессантным, канцерогенным, тератогенным и эмбриотоксическим действием. Они слабо расщепляются и накапливаются как в организме человека, так и в биосфере планеты, включая воздух, воду, пищу. Благодаря им мы рискуем никогда не иметь собственных детей, т.к. они могут привести к мужскому и женскому бесплодию. Или же рискуем родить в прямом смысле слова урода. Они вызывают глубокие нарушения практически во всех обменных процессах, подавляют и ломают работу иммунной системы, приводя к состоянию так называемого «химического СПИДа». 

Образуются же они в результате сжигания в первую очередь разного рода пластика. Например, очень любимых в Дагестане пластиковых окон и дверей. 

Между тем думать, что если построят у нас заводы по утилизации отходов, то все наладится, по меньшей мере неоправданно. Ведь в дополнение к заводам потребуется и наша с вами элементарная культура. Каждому жителю придется сортировать мусор у себя дома на три категории для нормального функционирования тех же самых заводов. Надо будет отдельно складировать пластик, пищевые отходы и стекло, что в принципе не очень сложно. 

Первая ласточка 

В Избербаше открылась новая фирма «Формат-сити» по утилизации твердых бытовых отходов. Необходимо отметить, что имеется реальный рынок сбыта отсортированного из мусора вторсырья, и этот рынок необъятен. 

- Предприятия, перерабатывающие, например, макулатуру, а их около 50 в европейской части России и СНГ, загружены только на 30-40% своих мощностей и потребностей рынка,- рассказывает директор фирмы Альберт Гасайниев. 

- Таким образом, из городских ТБО и коммерческого мусора будет извлекаться товарная продукция (бумага, картон, цветной металл, алюминиевые баночки, черный металл, стекло, текстиль) и затем реализовываться. 

Компетентно 

Если переработка отходов не только улучшает экологию, но и создает рабочие места на вполне прибыльных заводах, то возникает закономерный вопрос: почему этим не занимаются в масштабах республики? 

Ахмед Мунгиев, эколог, руководитель организации «Синтэко-Н», специализирующейся на утилизации и обезвреживании промышленных отходов, комментирует: «В числе прочего мы занимаемся ликвидацией загрязнений от нефтяных разливов. В частности, полностью вывезли и обезвредили отходы с плавучей буровой платформы при бурении разведочной скважины «Центральная-1» на Каспии. Это уникальный опыт. Мы также очистили от разлитой нефти территории около 15 га в районе селения Берикей — загрязнения, существовавшие десятки лет и отравлявшие жизнь близлежащего селения и его жителей. Мы уже дважды получали гранты на эти работы через международную «Каспийскую экологическую программу», но… ни копейки от нашего правительства... Сейчас мы начали работу по утилизации бумажного и пластикового мусора, без всякой, правда, надежды на помощь местных властей... 

К сведению, ни одна из существующих свалок мусора не имеет легального статуса и соответствующих технологий его переработки и захоронения, в результате чего они постоянно горят, выделяя диоксины, бензопирен и другие не менее токсичные вещества. 

При соответствующей же переработке мусора до 70% его можно превратить при сортировке в товарное сырье, а оставшиеся 30% — в удобрения. Непереработанная часть прессуется, и остается (по опыту питерских коллег) около 3% от начального объема, которые приходится захоронить. Подумайте, это снижение объемов в 30 раз! И не нужно никаких нанотехнологий! Только желание и воля лиц, принимающих решения. 

Меджид Магомедов, депутат Народного Собрания РД, руководитель ОАО «Мадала», инициатор инвестиционного проекта «Строительство завода по глубокой утилизации ТБО мощностью 200 тысяч тонн в Махачкале» (стоимость более 3 млрд рублей, место предполагаемого строительства — между Махачкалой и Каспийском): 

- Чтобы не было грязи, надо строить завод, надо поддерживать это начинание или хотя бы не мешать. Должно быть понимание, что мусор — это вся таблица Менделеева, мы можем не только очистить территорию, но и получить от этого доход. 

Кроме обычного мусора, есть еще и специфический, более опасный, который категорически нельзя сжигать. Это аккумуляторы, батарейки и энергосберегающие лампочки. По утверждению сотрудников Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева, одна выброшенная пальчиковая батарейка загрязняет около 20 кв.м земли. Поднимать же сейчас эту проблему глупо, т.к. она - следующий этап эволюции. Нам бы пока справиться «со своими баранами».

Комментариев нет:

Отправить комментарий