В «смутное время» 90-х годов, когда по стране прекращали свою работу многие фабрики и заводы, экологи с нескрываемым удовлетворением отмечали, насколько существенно поправилось «здоровье» окружающей среды. Показатели загрязненности воздуха и водоемов тогда вышли на нормативный уровень даже в традиционно «грязных» промышленных регионах.
Однако это было лишь временное улучшение, за которым последовали новые напасти. Обветшавшие коммуникации водоочистных сооружений, канализационных коллекторов и т.д. начали в буквальном смысле давать течь, загрязняя почву, просачиваясь в почву, грунтовые воды и реки. Постепенно заработали и многие из остановившихся ранее предприятий. Растущий потребительский
рынок спровоцировал возникновение всё новых и новых мусорных свалок, а существенное увеличение транспортного потока добавило свои «пять копеек» к проблеме.И всё вернулось на круги своя.
Тем не менее, эта небольшая передышка, данная нашей окружающей среде, наглядно доказала, что не всё ещё потеряно и природа пока имеет резервы на самовосстановление. Но без помощи человека ей самой не справиться. Тем более что именно человек, а точнее результаты его жизнедеятельности являются основными причинами бедственного положения окружающей среды сегодня.
Московская область на сегодня является одним из самых урбанизированных и густонаселенных регионов страны. С одной стороны, это определяет сильные экономические позиции Подмосковья. С другой стороны, это не может не сказываться на экологии региона.
Так возможно ли совместить полезное с невредным - сохранить стабильный экономический рост Московской области и при этом не нанести непоправимого вреда экологии?
Вопросами экологического благополучия подмосковного региона по-настоящему озаботились в 2000 году, когда по инициативе губернатора области Бориса Громова было создано Министерство экологии и природопользования Московской области. Существенным является тот факт, что на тот момент ни один субъект Российской Федерации не имел такого министерства.
Но создать надзорно-управляющую структуру, пусть даже такого высоко уровня, это лишь половина дела. Необходимо, чтобы эта система эффективно работала. И тут же возникли два ключевых, и, казалось бы, противоречащих друг другу момента.
Для того чтобы эффективно решать экологические проблемы, необходимы значительные финансовые средства. И это понятно. Но финансовое благополучие региона в первую очередь зависит именно от того, насколько здесь развита промышленность.
- Современный человек не может отказаться от благ цивилизации ради сохранения нетронутой природы, - считает Алла Качан, министр экологии и природопользования Московской области, - Значит эти условия - прогресс, экономическое развитие того или иного региона и сохранение природной среды должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга.
Насколько это возможно, можно судить по богатому опыту многих европейский стран, где вопросам баланса между экономическими и экологическими интересами государства уделяется самое пристальное внимание. Сегодня этот опыт постепенно перенимают и в нашей стране. Однако здесь накладывается своя, сугубо российская, специфика подхода к этой проблематике.
Во-первых, это «наследие прошлого», то есть огромный и невероятно изношенный фонд всевозможных коммуникаций, не модернизировавшихся и не ремонтировавшихся порой многие десятилетия. И сегодня целый ряд экологических проблем в стране связан именно с этим устаревшим фондом. А исправление ситуации требует огромных финансовых средств и.
Во-вторых, в России до последнего времени не уделялось должного внимания законодательной базе, регулирующей вопросы экологической безопасности предприятий. Сами промышленники с большой неохотой воспринимают идеи по эко-модернизации своих производств, так как это сопряжено с большими финансовыми затратами.
- Дело не в том, чтобы запрещать или ограничивать производство, а дело в создании таких условий, когда производителю было бы невыгодно нарушать природоохранное законодательство, - комментирует ситуацию Алла Качан. - Чтобы любое нарушение - будь то превышение выбросов вредных веществ, сброс загрязненных вод или любое другое природоохранное нарушение - неотвратимо каралось соответствующими административными мерами, в том числе и штрафными санкциями. Причем штрафы должны быть сопоставимыми с ущербом наносимым природе и затратами на устранение такого ущерба.
Сегодня, уже можно сказать, что, не смотря на все сложности, Подмосковье постепенно выравнивает ситуацию в пользу защиты окружающей среды. Об этом, в частности, свидетельствует и последний Госдоклад Минэкологии РФ, в котором фигурирует список городов Российской Федерации с высоким уровнем загрязнения воздуха - всего 34 города. Подмосковных городов в этом списке нет. И это не смотря на влияние такого загрязняющего фактора, как Москва и высокую урбанизацию региона.
В данный момент, в Московской области улавливается и обезвреживается более 86% загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников. И это один из самых высоких показателей среди субъектов Российской Федерации.
За последние годы только на мероприятия по строительству и реконструкции очистных сооружений израсходовано более 1 миллиарда рублей. Проведены работы по реконструкции Щелковских очистных сооружений, сооружений канализации г. Можайска, п. Горбово Рузского района, на***го канализационного коллектора и канализационно-насосной станции Московского областного учебного центра «Нахабино» в Красногорском районе, выполнены работы по реконструкции канализационного дюкера через р. Москву в г. Коломне.
Практика Подмосковья показывает, что совмещать экономическое развитие и экологическую безопасность в отдельно взятом регионе нужно и можно. Остается ждать новых законов, регулирующих ответственность промышленников за загрязнение окружающей среды. А также более активной работы в этом направлении Минэкологии области.
Комментариев нет:
Отправить комментарий