понедельник, 16 сентября 2013 г.

Пчелиная демократия не разрушает улей


Пчелиная демократия не разрушает улей
Недавно биологи выяснили, что вопреки расхожему заблуждению после смерти матки пчелиная колония вовсе не погибает. Лишившись своей царицы, пчелы продолжают выполнять те же обязанности, что и при жизни повелительницы. Более того, они так же заботятся о колонии, что и прежде — например, дружно вылетают на защиту своего дома при приближении хищника.
На первый взгляд может показаться, что гибель пчелиной матки, или, как называют ее в научно-популярной литературе, царицы, не должна как-то серьезно сказаться на жизни улья. В самом деле, ведь эта царица совсем не управляет жизнью колонии, как, например, императрица Екатерина Великая правила Российской Империей. Она не издает указов и распоряжений, и, что самое главное, совершенно не контролирует работу своих "подданных". Рабочие пчелы сами с рождения знают все свои обязанности и управлять ими, в общем-то, не надо.

Конечно же, взять на себя функции воспроизведения всех участников колонии рабочие пчелы не могут. Хоть в отсутствии матки они откладывают яйца, однако, поскольку те не оплодотворенные, то из них вылупляются только самцы-трутни. Но это по идее не должно создавать больших проблем — ведь в сотах всегда есть несколько яиц, из которых могут развиться новые матки, которые, после того как повзрослеют и будут оплодотворены трутнями, смогут вновь поддерживать оптимальную численность пчелиной семьи. То есть после гибели старой царицы рабочим всего-то нужно чуть-чуть подождать, когда появиться новая матка, после чего жизнь улья опять наладится.
Тем не менее, долгое время считалось, что именно этот период является для пчелиной семьи критическим и большинство колоний не могут его нормально пережить. Ведь на самом деле, матка все-таки управляет жизнью колонии, хотя делает это своеобразно — она выделяет феромоны, одни из которых препятствуют откладыванию рабочими пчелами не оплодотворенных яиц, а другие заставляют их трудиться еще более усердно. Причем последние вещества царица выделяет при обходе своих "владений", вступая с рабочими в непосредственный контакт (проще говоря, они просто слизывают эти феромоны с тела своей повелительницы).
Когда же царицы нет, то, по мнению зоологов, в улье наступает самая настоящая анархия — ведь дисциплинирующих феромонов уже никто больше не выделяет. В итоге рабочие перестают добывать пищу и содержать улей в чистоте, а вместо этого начинают расходовать имеющиеся ресурсы и сами откладывать яйца. Ну, а поскольку из таковых, как было сказано выше, выходят только лишь трутни, которые едят, но не работают, то запасы еды в колонии быстро заканчиваются и семья вскоре гибнет от голода.
Тем не менее, за много лет совместного существования людей и пчел это предположение никто не проверял экспериментально. Однако недавно это все-таки сделала биолог Марианн Песо и ее коллеги из Университета Маккуори (Австралия) и Иллинойсского университета в Урбане и Шампейне (США). Ученые поставили простой эксперимент — они удалили из нескольких колоний цариц и сделали так, чтобы новые матки появились там весьма не скоро. И вот, согласно наблюдениям зоологов, через несколько недель рабочие пчелы действительно принялись сами откладывать яйца. В это время исследователи метили особей, которые оставались в улье, а также их собратьев, что вылетали из него за пищей, причем разными метками. Это делалось для того, чтобы потом можно было отделить одних от других и проверить, кто из них стал размножаться, а кто — нет.
В итоге выяснилась одна интересная вещь — все пчелы, которые откладывали яйца, все равно не забывали своих обязанностей. В частности, если размножаться начинали пчелы-сборщицы, то они все равно несколько раз в день вылетали на поиски пищи. Ученые даже заметили интересную особенность — чем интенсивнее сборщица откладывала яйца, тем чаще она покидала улей для того, чтобы собрать нектар и пыльцу.
Итак, выяснилось, что даже в отсутствии царицы пчелы продолжают выполнять свою работу и заботиться о колонии. Более того, когда ученые решили произвести имитацию атаки хищника на гнездо, используя при этом сооружение из перьев, напоминающее птицу, то рабочие особи все как одна поднялись в атаку и попытались прогнать агрессора. Таким образом, выяснилось, что обретенная пчелами способность к размножению никак не повлияла на их готовность к самопожертвованию — ведь на бой с врагом вылетали и те, кто начал откладывать яйца, и те, кто не приступили к размножению.
Единственное, что отличало колонии, лишенные цариц от тех, где таковые имелись — так это то, что в первых пчелы совершенно утратили специализацию. Биологи выяснили, что одни и те же особи то вылетали на добычу корма, то принимались ухаживать за потомством. В улье же с царицей это никогда не происходит: "няньки" ни за что не станут добывать корм, а сборщицы — воспитывать подрастающее поколение.
Исходя из данных эксперимента, доктор Песо и ее коллеги предположили, что когда колонии медоносной пчелы теряют своих цариц, то они как бы делают шаг назад по эволюционной лестнице, то есть переходят на ту стадию, когда в ульях все понемногу занимались любой работой, от снабжения до размножения. Именно такое положение дел характерно для более примитивных общественных перепончатокрылых насекомых, в том числе и для предков пчел. Но при этом совершенно очевидно, что смерть матки вовсе не обязательно означает деградацию и гибель всей пчелиной семьи.
Единственное, чего ученые пока не выяснили, так это то, сколько времени может длиться такой период "пчелиной демократии". Эксперимент показал, что пчелы могут нормально существовать без царицы в течение полутора месяцев. Однако не исключено, что на самом деле они способны жить без своей повелительницы и более длительное время…

Комментариев нет:

Отправить комментарий