суббота, 17 августа 2013 г.

Донбасс: Экология 
дышит на ладан

В Минэкологии утверждают, что Донбасс стал главной экологической клоакой страны. Около 80% загрязняющих веществ в атмосферу региона выбрасывают девять промышленных центров — Горловка, Мариуполь, Донецк, Енакиево, Макеевка, Дебальцево, Краматорск, Дружковка и Доброполье. Они же и соревнуются друг с другом за первенство в рейтинге самых экологически опасных городов страны, и радикально этот список лидеров не меняется десятилетиями.
Экология 
дышит на ладан

Основными загрязнителями атмосферного воздуха в области являются тепловые электростанции, предприятия металлургического производства и угольной промышленности, на которых в прошлом году образовалось 92% всех выбросов вредных веществ. Ими владеют известные в Украине олигархи.
Выбросы загрязняющих веществ предприятиями по производству электроэнергии составили 468 тыс. тонн, или 34% областного объема, металлургического комплекса — 415 тыс. тонн, или 30%, угольной отрасли — 379 тыс. тонн, или 28%.
Поэтому воздушный бассейн испытывает значительные нагрузки в тех городах и районах, где расположены предприятия этих видов деятельности: прежде всего, в Мариуполе, на который приходится 27% областных выбросов, а также в Марьинском районе — 9%, Дебальцево и Старобешевском районе — по 8%, Донецке и Харцызке — по 6%, Енакиево — 5%, Макеевке — 4%.
Если в угольной промышленности за счет улавливания части выделяемого метана вредные выбросы за последние годы сократились на 7,3%, то металлургические предприятия области увеличили их на 25,1%. Так что, экологическая ситуация в регионе, вопреки телевизионным заверениям владельцев предприятий, не улучшилась ни на йоту.
Донецкая область в полной мере сохранила свое сомнительное лидерство в списке самых загрязненных регионов Украины.
Экономика региона почти целиком строится на добыче и переработке полезных ископаемых, поэтому техногенная нагрузка на окружающую среду здесь высока как нигде.
Соответственно, львиная доля государственного финансирования, если бы таковое действительно выделялось на «решение актуальных проблем», должна быть вложена в природоохранные мероприятия. Отнюдь.
Вредные выбросы в атмосферу непрерывно растут, как самокритично признает областной совет в своих документах, «в 5,7 раза выше, чем в среднем по Украине, и существенно выше, чем в других промышленно развитых регионах страны».
Аналитики областного управления статистики в одном из своих отчетов напрямую связывали рост выбросов с тем, что местные электростанции перешли с дорогого импортного газа на дешевый уголь.
Правда, имя человека, которому принадлежат и ТЭЦ, и поставляющие им топ-ливо на шахты, там не фигурировало, хотя оно на слуху у каждого донетчанина.
Чиновникам 
закон не писан 
В области 20 предприятий горно-металлургического комплекса, химической промышленности, теплоэлектростанции имеют разрешение на атмосферные выбросы. Это предприятия прибыльные и они в первую очередь должны решать свои проблемы. Более того, экологические затраты включаются в себестоимость продукции. Поэтому если продукция продается по мировым ценам, то должны выдерживаться и мировые стандарты на экологическую составляющую. Это аксиома для европейцев, для нас — блажь.
Что касается платежей за загрязнение окружающей среды, то они постоянно растут — в прошлом году поднялись на 20 процентов. Экологический фонд постоянно пополняется.
В Донецкой области он составляет более пятисот миллионов, это средства, которые вносят предприятия.
Как они распределяются? Очень непростой вопрос. Согласно Закону «Об охране окружающей среды», 20 процентов от этой суммы остаются в Киеве, 30 процентов должны идти в область и половина остается городским советам.
Но это в теории, а на практике он не выполняется.
Сегодня 50 процентов средств остается в Киеве, но эта сумма может направляться на нужды областей. Однако не принят Закон о государственном экологическом фонде и нет механизма его реализации, что приводит к парадоксальной ситуации: сегодня не проблема забрать экологические средства из Киева.
По состоянию на 1 января на счетах городских советов области находились невостребованными 530 миллионов гривен.
Пожалуйста, с любовью к Донбассу и егоприроде, местные советы, используйте эти средства.
В конце концов, коммунальные нужды — ремонт и строительство очистных сооружений, водопроводных коллекторов, утилизация бытовых отходов, инвентаризация зеленых насаждений, их вырубка и высадка, — все это и природоохранные мероприятия в том числе.
Увы, местные советы не берут инициативу, как и ответственность, на себя. Ведь проще взять средства и положить их на депозит в банке, проценты направить в доход общего бюджета и потом выплатить зарплату тем же учителям, врачам, чиновникам. Такая же ситуация и по плате за водопользование.
Закрывать бюджетные дыры экологическими деньгами, для меня как гражданина, это непонятно. Природа наших проблем не понимает и не принимает, в ней все взаимосвязано.
Сэкономили в одном месте — получили проблему в другом. А вот сегодня на бумаге все в порядке: 85 процентов очистных сооружений работают в пределах допустимых норм. А если проанализировать состояние рек, водоемов, то налицо превышение азота, солей калия, фосфатов — результат плохого состояния очистных сооружений.
И снова план
У нас так повелось с советских времен, если дело не идет — составляют очередной план — для видимости, что работа над проблемой продолжается. По этому принципу недавно областная власть утвердила новый План действий по охране окружающей среды Донецкой области на 2013-2020 годы. Он будет регулировать мероприятия по охране окружающей среды ближайшие 7 лет по самым важным направлениям.
При этом сам документ иллюстрирует, почему Донецкая область настолько плоха в экологическом плане.
Например, объем загрязняющих воду выбросов, согласно документу, выше в 3,6 раза, чем по Украине в целом, а одной из самых страшных проблем так и остается вопрос отходов, которых на начало 2012 года в регионе скопилось почти 2,7 млрд тонн. Все это определяет главную задачу, которая стоит сегодня перед экологами, — обеспечить экологическую безопасность путем предупреждения и минимизации негативного влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
Согласитесь, цель — абстрактна и размыта. Вообще, одна из главных задач человечества сегодня — минимизировать свое влияние на природу, и это ни для кого не новость.
Гораздо более интересны и конкретны финансовые показатели плана — сколько и куда будет потрачено средств, выделяемых на экологию Донбасса в ближайшие 7 лет.
Так, сумма, которую планируется выделить на 140 мероприятий (общее количество для семи направлений — защита атмосферного воздуха, водных ресурсов, земель и грунтов, лесов, недр и прочее) составляет 32 млрд 795 млн 578 тыс. Примечательным остается тот факт, что большую часть этих денег (около 31 млрд) выделят предприятия, которые являются основными загрязнителями атмосферного воздуха.
По мнению представителей общественных организаций, у документа, который работниками Государственного управления представлен как стратегия, есть целый ряд ключевых недостатков, и первый из них — низкая выполняемость всех «экологических» распоряжений. «Когда подобные программы создаются, нам говорят о том, что миллиарды пойдут на экологию.
Результат пока что обратный. К сожалению, я должен сказать, что вряд ли что-то изменится серьезно после принятия этого плана», — отметил заместитель главы общественной организации «Донецкое экологическое движение» Сергей Денисенко.
По его словам, подобные программы действий уже были в прошлом, и они мало что изменили. Кроме того, общественник настаивает на том, что в сфере экологии нет серьезного механизма, который бы заставил предприятия вложить все те обещанные миллиарды (а именно на них лежит львиная доля всего экологического массива ресурсов) в решение экологических проблем.
«Нам было сказано, что если предприятия не будут выполнять требования, то будут введены санкции. К сожалению, мы не услышали, какие именно. Между тем, ровно 5 лет назад мы слушали угрозы со стороны управления экологии в отношении «Азовстали», — добавил Денисенко, акцентируя на том, что в итоге металлургический гигант отделался всего лишь демонстрациями и митингами.
По данным Облстата, в структуре загрязняющих веществ больше всего приходилось на оксид углерода — 382 тыс. тонн, или 28% областного объема вредных выбросов, и диоксид серы — 373 тыс. тонн, или 27%. Годовые выбросы метана и оксида азота, которые относятся к так называемым парниковым газам, составили соответственно 319 тыс. тонн и 78 тыс. тонн. 38% всех украинских вредных выбросов в атмосферу приходится на Донецкую область. Объемы накопленных отходов составляют третью часть от количества мусора всей страны.