суббота, 5 ноября 2016 г.

И у деревьев есть... лица


Итальянский фотограф Элидо Турко (Elido Turco) обнаружил выражение лиц у старых замшелых пней и наростов на деревьях. Благодаря обработке при помощи отзеркаленного по центру изображения, или АТМТА, получились «лесные духи» прямо-таки в духе Дж. Р. Р. Толкиена, пишет издание pravda.ru.

Вот описание Древоборода, старейшего из живущих великанов-энтов, из второй части «Властелина колец»: «Перед хоббитами было совершенно необычное существо. Оно походило не то на человека, не то на тролля, футов четырнадцати ростом, с длинной головой и почти без шеи. Гладкая коричневая кожа рук мало походила на грубую серо-зеленую кору, покрывавшую остальное тело. На огромных ногах было по семь пальцев. Нижняя часть длинного лица заросла широкой седой бородой, кустистой, у основания напоминавшей тонкие прутья, а на концах похожей на мох. Но в первый момент хоббиты не заметили ничего, кроме глаз. Эти глубокие глаза теперь разглядывали их, сосредоточенно, очень проницательно. Они были коричневыми, в их глубине то и дело вспыхивал зеленый огонек».
Возможно, итальянского фотохудожника подтолкнула к созданию подобных картин древняя вера человечества в существование духов деревьев. В греческой мифологии существовали нимфы, покровительницы деревьев, которых называли дриадами. Дриады, рождавшиеся вместе с деревом и гибнущие вместе с ним, назывались гамадриадами.
Есть и такие, которым эти креативные создания напомнят скетчи американского кукольника Джима Хенсона (Jim Henson). Ну, хотя бы создания из «Маппет-шоу» (The Muppet Show).
Шестидесятисемилетний Элидо говорит: "Моя любовь к природе и фотографии вынудила меня путешествовать по горам, пытаясь ухватить видимое и невидимое".
На протяжении четырех лет фотограф из итальянского города Удине бродил по лесам, вглядываясь в деревья, в поисках удивительных черт, напоминающих антропоморфные лица.
"Я приступил к поискам человеческих форм, отображенных в стволах и корнях деревьев, но результат всегда оказывался мизерным, - признается фотограф. - Однажды я попытался обработать изображение на компьютере, и передо мной открылся совершенно иной мир".
Если лес или деревья в мифологии враждебны человеку, в действительности это человек утерял первоначальную связь с природой. Лес враждебен людям настолько, насколько сами люди дистанцируются от него.
Каких только имен не придумал русский человек для обозначения леших: лесовик, лешак, дикий мужик, Микола Дуплянский, попутник, боровик, лукавый (согнутый и искривленный, как лук, и таков же внутренне), дедок, шишига, анчутка, чудо-юдо, лесной царь, Лихо одноглазое, птица Страх-Рах. Леший иногда походил на людей, но чаще хозяин леса представлялся одетым в звериную шкуру с такими атрибутами, как рога, копыта и т.д.
Места предположительного проживания лешего обычно старались обойти стороной. Лешему приписывали способность пугать людей диким хохотом и водить кругами. Но пуще всего он не терпел и не прощал бранных речей и проклятий.
Такой крупный антрополог, как Джеймс Джордж Фрэзер, полагал: «Когда в деревьях стали видеть уже не тело древесного духа, а только его жилище, которое дух волен покинуть, был сделан значительный шаг вперед в религиозном мышлении. Анимизм превращается при этом в политеизм».
Символическое уподобление Единого Бога дереву существует не только у язычников, но и в христианстве. Так, Евлогий Александрийский писал о Троице: «В Отце зри корень, в Сыне ветвь, в Духе плод, ибо сущность в Троих едина». А в одном из средневековых алхимических трактатов написано, что Христос «есть Древо Жизни как духовной, так и телесной».

источник