среда, 24 февраля 2016 г.

Всякие отходы — благодать


 

На рынке мусора может появиться монополист: готовятся изменения в соответствующее законодательство. Монополизм всегда ведет к удорожанию услуг и снижению качества, но этот конкретный рынок настолько непригляден и дик, что, как ни парадоксально, ему монополизация может оказаться во благо.

Жительница Зеленограда, пенсионерка Любовь Онуфриева все утро раскладывает по разным пакетам скопившийся за несколько дней мусор: в один мешок — пакеты из-под молока, упаковки от яиц, газеты и прочую бумагу, в другой — пластиковые бутылки, в третий — банки из-под кошачьей еды, в четвертый — все остальное. Минуя дворовую помойку (здесь вообще-то тоже стоят яркие баки для раздельного сборамусора — но они уже под завязку забиты мусором обычным, смешанным), эти мешки еще нужно минут десять тащить до места, куда придет машина. Здесь уже топчется с такими же пакетами другая экологическая активистка, помоложе. Наконец приезжает "КамАЗ". Машина, собирающая
раздельный мусор, ездит через день, но аншлага возле нее не наблюдается. Загрузив имеющееся, водитель ждет еще минут пять для верности и уезжает.

Старушки-активистки, модная молодежь, субботники и акции — пока тема раздельного сбора мусора носит такой вот спорадический характер. "В целом ряде районов Москвы — Тимирязевском, Нагорном, Отрадном жители сами связываются с мусоровывозящими компаниями, управами районов и просят установить контейнеры для раздельного сбора в их дворах,— рассказывает руководитель проекта "Дом-и-двор.рф" Павел Степура.— Но ГБУ "Жилищник", фактически монополист среди управляющих компаний города, относится к таким просьбам безразлично, не хочет себе лишних хлопот". Московская мэрия четыре года назад представила проект по раздельному сборумусора и подписала контракт с пятью компаниями на 140 млрд рублей. Теперь правительство заявляет об успехе эксперимента: в год собирают до полумиллиона тонн раздельного мусора. Но экологи эти достижения оспаривают. Активисты Greenpeace назвали программу "профанацией": с помощью изредка приезжающих машин дело не наладить, а стационарных пунктов открыто недостаточно. На данный момент доля раздельного сбора мусора по России не достигает и одного процента, в отдельных городах (Москва в их число не попадает) — доходит до 5%.

"Вывоз мусора подорожает" (или "не подорожает") — два основных типа заголовка в статьях о последней законодательной инициативе Минстроя. В готовящихся изменениях в рамках реформы ЖКХ Минстрой предлагает: во-первых, поменять систему начисления платы за вывозмусора и вынести эту статью в отдельную строку в платежках, во-вторых, для тех, кто занимается раздельным сбором мусора, ввести скидки на вывоз и, в-третьих, до конца года провести конкурсы по выбору единого регионального оператора по обращению с отходами. Нам представляется, что важнее всего в этом документе — "в-третьих", а "во-первых" и "во-вторых" носят характер чисто декоративный.

По сути, речь идет о монополизации мусорного рынка — если сейчас УК теоретически могут сами решать, кто будет вывозить мусор из подведомственных домов (на практике, стоит оговориться, большинство крупных контрактов подписывает мэрия), то скоро всех обяжут заключать договор с единственной компанией, выбранной даже не муниципальными, а региональными властями.

Автоматического удорожание услуг оператора эти перемены действительно не означают: вывоз мусора сейчас дотируется из бюджета, и ничто пока не предвещает, что эта система изменится. Но монополизация, как известно, всегда ведет к росту цен — нельзя исключать этого и в данном случае. К подорожанию располагает и изменение системы расчета стоимости вывоза — с "площадного" на "подушевой". Впрочем, даже если вывоз мусора подорожает вдвое, с вилами на улицы народ из-за этого не выйдет — сейчас, например, затраты на вывоз мусорасоставляют 3-5% от общих коммунальных платежей.

Куда интереснее готовящиеся изменения в законодательство для участников этого рынка. На самом деле игроков здесь осталось не так уж много. "Есть пятерка крупных компаний, которые поделили между собой московский рынок и достраивают холдинги как за счет продвижения в регионы, так и за счет вертикальной интеграции — обзаводятся собственными полигонами, сортировочными мощностями",— утверждает эксперт по переработке отходов Александр Цыганков. Пять компаний, о которых идет речь, созданы весьма влиятельными людьми и организациями: среди акционеров "Спецтранса" и "РТ-Инвеста" — руководимый Сергеем Чемезовым "Ростех"; "МКМ-логистика" принадлежит структурам Романа Абрамовича и семье Чигиринских; компания "Хартия" — сыну генпрокурора Игорю Чайке; "Эколайн" — зятю Геннадия Тимченко Глебу Франку, "Эко-Система" — сенатору и совладельцу алкогольного холдинга "Синергия" Валентину Завадникову. Сумма 15-летних контрактов на вывоз мусора каждой из этих компаний только в Москве составляет от 12 млрд до 42 млрд рублей.

Если изменения в соответствующее законодательство будут приняты, лидеры поделят между собой регионы, либо их станет еще меньше. "Я полагаю, что часть игроков разочаровалась,— делится размышлениями юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь.— Когда они приходили в этот бизнес, то думали, что очень легко освоят деньги, но некоторые контракты уже сейчас сорваны или не реализуются. И, по информации моих источников, компании собрались с этого рынка уходить, оставив кого-то одного самым главным и продав ему свои бизнесы". Учитывая, что "Ростех" уже несколько лет лоббирует идею создания национального оператора по мусору, в качестве наиболее вероятного нацоператора по Москве собеседники "Денег" называют его структуры.

Последствия появления регулятора такого масштаба эксперты оценивают по-разному. "Действительно, в своей зоне обслуживания компании станут монополистами, но они будут отвечать за весь цикл обращения с отходами: вывоз, сортировку, захоронение в соответствии с экологическими требованиями. А если в зоне деятельности регионального оператора образуется несанкционированная свалка, он организует ее уборку",— Алексей Макрушин исполнительный директор НП "ЖКХ Развитие" настроен оптимистически. Другие эксперты более сдержанны: экологическое законодательство существовало и раньше, но соблюдать его участники мусорного рынка не торопились. "Монополизация — это всегда плохо,— уверен генеральный директор компании УКО Артем Ермолин.— Заявления отдельных чиновников от ЖКХ о том, что монополизации не будет, так как нерегиональные операторы смогут выставлять контейнеры для раздельного сбора мусора у торговых центров и во дворах, мягко говоря, вызывают недоверие, так как объемы сортированного и несортированного мусора несопоставимы".