воскресенье, 4 октября 2015 г.

Упаковка, которую можно посадить


Несколько лет назад, где-то на фоне борьбы с упаковкой, зародилось движение за безотходную упаковку. На первый взгляд отказ от упаковки несет в себе только хорошее с той точки зрения, что миллионы тонн отходов упаковки перестанут поступать на свалку или попадать в наши реки и океаны. Но, как часто случается со многими подобными движениями, тот фанатичный и недальновидный метод, которым оно пропагандировалось, сделал его чрезвычайно спорной идеей. 

Хорошо известно, что розничные предприятия, работающие по принципу «приходите со своей упаковкой» (BYOP), рынок не завоюют. Как правило, потребителей не интересует повторное наполнение, за исключением покупки запасного блока, и даже сама идея не настолько популярна, как она того заслуживает. 

С другой стороны, набирают популярность фермерские рынки, но потребитель идет туда не потому, что хочет купить свежие продукты без упаковки, а чтобы купить свежие и недорогие продукты (в упаковке или без нее). 

Конечно, отрасль пыталась решить проблему отходов упаковки, уменьшая размер и вес упаковки, в то время как другой сектор разрабатывал и создавал высокотехнологичную платформу для переработки отходов, частично сократив необходимость в безотходной упаковке. И хотя движение за безотходную упаковку по-прежнему твердит об «отходах» и «излишнем» расходовании ресурсов, совершенно ясно, что сектор переработки отходов исправно выводит на рынок новые материалы из вторичного сырья. Медленно, но верно, это превращается в замкнутый и к тому же прибыльный цикл. 

Означает ли это, что мы не должны серьезно относиться к инициативам по безотходному производству? Желание отказаться от упаковки может в конечном итоге идти в разрез с коммерческими требованиями и требованиями логистики, но это не значит, что не стоит ознакомиться с креативными идеями, направленными на минимизацию количества отходов упаковки, будь то упаковка, оказывающаяся насвалке или подвергаемая вторичной переработке. 

Мы все знаем (я писал об этом несколько раз) о разработках wikifood, в том числе о замороженных «йогуртовых жемчужинах Stonyfield». Но это не то, что я имел в виду, поскольку они все равно нуждаются в какой-то упаковке для защиты от загрязнения. 





Нет, сегодня я хочу поговорить о чем-то другом, так как одним из креативных решений, которые компании имеют в своем распоряжении, является упаковка на основе растительного сырья. Но на уме у меня не упаковка с семенами и растениями или цветами. Я хочу поговорить о таком упакованном продукте, который включает в себя семена и дает возможность зарыть упаковку в земле и дать ей распасться, в то время как из нее вырастают цветы или растения. 

Иными словами, безотходного производства можно добиться, если упаковочный материал включает семена, которые можно высадить после потребления продукта, получив в результате цветы или растения при отсутствии отходов упаковки. 

Чтобы продемонстрировать возможность создания безотходной растительной упаковки на растительном сырье практически для любого продукта на рынке, я подобрал несколько примеров, которые могут быть использованы любой компанией, производящей потребительские товары (продовольственные и непродовольственные). 

Начнем с Pangea Organics, которая, возможно, была самой первой компанией, внедрившей упаковку на растительном сырье. 

Упаковка Ecocentric от компании Pangea 

Коробка из формованного волокна Pangea для продукции Ecocentric для ухода за телом и кожей – первая в своем роде. Компанией Pangea Organics в сотрудничестве с Seeds of Change, крупнейшим американским производителем органических семян, была создана первая в истории, на 100% пригодная для утилизации в компосте биоразлагаемая упаковка, которую можно сажать в землю. Она производится с нулевыми отходами и на 100% создается из вторичного картона, без применения клея и красок. 





После того как продукт был использован, потребитель в течение одной минуты размачивает коробку из волокна в воде и сажает ее в почву на глубину примерно 1 дюйм, в результате чего вырастают лекарственные травы, которые можно найти в продукции Pangea. 

Типовой дизайн, биоразлагаемость картонных коробок и тот факт, что они содержат семена полевых цветов, говорит о ценностях бренда. Включение семян – вовсе не рекламный трюк. Оно воплощает в себе полный жизненный цикл, подкрепляя историю бренда Pangea: зарождается в земле и в нее же возвращается. 

Формованная откидная двустворчатая коробка из фиброкартона, в которой содержатся средства ухода за телом, полностью изготовлена из переработанной, биоразлагаемой, компостируемой вторичной бумаги «после потребителя» под названием Astrolite PC 100 (картон весом 130 фунтов) от компании Monadnock, а коробки формуются компанией UFP Technologies при отсутствии отходов, клея или красок. Данная бумага, сертифицированная Лесным попечительским советом, подвергается бесхлорной обработке и не мелуется. В волокна боковых стенок коробки вложены семена колорадской голубой ели, так что после распаковывания пустые коробки можно зарыть, чтобы посадить семена. 

На этикетке рассказывается о принципах производства компании – ручная работа, органические продукты, которые не тестируются на животных, и приводятся факты, связанные с упаковкой, а также инструкции по посадке коробок с семенами. 

Одноразовая миска для пищевых продуктов 

По мере роста потребления блюд быстрого приготовления, закусок и готовых блюд упаковочные материалы и остатки этих пищевых продуктов как никогда раньше воздействует на окружающую среду, поскольку часто для этого используются невозобновляемые и даже неразлагающиеся материалы. 

И хотя многие сети предприятий быстрого питания сменили упаковку для бургеров и другой подобной продукции с полистирола на более экологичные картонные варианты, мы по-прежнему критически смотрим на огромное количество отходов упаковки, создаваемое этим сектором. 





Михал Марко (Michal Marko), дизайнер из Ружомберока (Словакия), предложил экологически безопасное решение. На этикетке биоразлагаемой одноразовой миски сказано: «Насладитесь своей пищей. Затем положите семена из-под этикетки вместе с гравием в миску и дайте им вырасти. Через неделю высадите миску с растением в почву. Миска распадется, а вы сможете вырастить свое собственное растение». 

Эта биоразлагаемая миска потенциально может в корне изменить упаковку фастфуда и родственных секторов. Многих потребителей привлечет идея: «Насладись своей пищей, высади миску с растением в почву, дай миске разложиться, и растения расцветут». 


Шоколад Bloom Everlasting



Во всем мире шоколад – популярный продукт, его покупают во всевозможной упаковке, которая выбрасывается после потребления, а упаковочный материал часто не только не разлагаемый, но даже не подлежит вторичной переработке. 

Британский дизайнер Коннор Дейви (Connor Davey) описывает шоколад Bloom Everlasting Chocolate как вкусный подарок, который продолжает одаривать. 





Упаковка для шоколада, содержащая семена, которые можно посадить и вырастить ингредиент бывшего шоколада, не оставляет отходов. Шоколад Bloom будет дариться как вечный подарок. 

Линейка шоколада с различными вкусами упаковывается в биоразлагаемый картон, содержащий семена. Из упаковки для шоколада с мятой при высаживании вырастает мята, шоколада с апельсином – апельсиновое дерево, шоколад с розой дает розы, а шоколад с чили – перец чили. 

Упаковка для ресторана Live Food Bar 

Амелия Роблин (Amelia Roblin), дизайнер цифровых устройств из Торонто (Канада), создала упаковку на растительном сырье для Live Food Bar, ресторана для любителей сыроедения в Торонто, который обслуживает веганов и вегетарианцев. 

Предназначенная специально для обертывания овощей, продаваемых на вынос, бумага для легко приспосабливаемого рукава поступает от Botanical Paperworks из Манитобы и состоит из вторичного бумажного материала и содержащихся в ней семян базилика, петрушки и орегано. Графика напечатана экологически безвредными красками на основе сои или растительного сырья. 





Как только потребитель закончит свою еду, рукав Live даст ему возможность вырастить собственные растения. Ему будет нужно намочить упаковку и зарыть ее в землю в саду, в клумбе или цветочном горшке. Поливать ее, обеспечить много солнечного света, и растение будет буйно разрастаться. 

Экологичная упаковка для чая 

Данный образец, разработанный Дэниэлом Станкусом (Daniel Stankus) из Бруклина, штат Нью-Йорк (США), это стопроцентно пригодная для утилизации в компосте упаковка для чая, изготовленная исключительно из биоразлагаемых материалов, включая формованный фиброкартон, содержащий семена лекарственных растений. 

Внешняя картонная коробка для розничной продажи как минимум на 85% выполнена из переработанных отходов потребления, сохраняя деревья, а также сберегая энергию и сокращая выбросы парниковых газов. После высадки внутренней упаковки примерно на один фут почвы, семена, включенные в картон, дадут ростки, и будет можно вырастить новые растения и собрать урожай. 





Сами чайные пакетики изготовлены из полилактидов (PLA) на основе зерновых, обладающих способностью к биоразложению, а ниточки чайных пакетов выполнены из хлопка-сырца. Чайные пакетики сохраняют свежесть внутри повторно закрываемого устойчивого и стопроцентно компостируемого пакета из металлизированной пленки NatureFlex. 

Конечно, для этой статьи важен факт, что семена включены в картонный материал внутренней упаковки. Прочие биоразлагаемые материалы только демонстрируют возможность создания экологичной упаковки. 

И последнее, но, конечно, не менее важное. Приближается период праздников и вместе с ним дурацкая манера одаривать друг друга подарками. Очевидно, что подарки должны быть красиво завернуты, каждый год создавая горы отходов упаковки, чаще всего токсичной, поскольку используемые яркие краски не всегда экологически безопасны. 

Не думайте, что проблема невелика. В 2011 г. в Великобритании после праздников собрали 227000 миль бумажных отходов. Этой бумаги достаточно, чтобы девять раз обернуть землю вокруг экватора. А согласно исследованию, проведенному Стэндфордским университетом, если бы каждый американец обернул три подарка во вторичные материалы, сэкономленной бумагой было бы можно накрыть 45000 футбольных полей. 

Для решения этой проблемы британское дизайнерское агентство BEAF установило партнерские отношения с полиграфической компанией и создало оберточную бумагу Eden’s Plantable Wrapping Paper. 

Растительная оберточная бумага для подарков 

Бумага Eden’s – это линейка оберточной бумаги, которую на 100% можно высаживать в землю и которая включает семена, из которых вырастают овощи, фрукты, травы и цветы. В настоящее время бренд предлагает бумагу в девяти вариантах – подсолнухи, английские полевые цветы, лук, морковь, помидоры, свекла, сладкий перец, салат Сюкрин и брокколи. 

Материал используется, как обычная оберточная бумага, и изготавливается из биоразлагаемой папиросной бумаги, которую можно высадить в почву и полить, и в итоге вырастет конкретное растение. 

Технология производства бумаги Eden’s Paper существует с 1960-х годов. Семена раскладываются между несколькими слоями очень тонкой папиросной бумаги. 

Каждый слой бумаги удерживается с помощью тиснения. Это означает, что при производстве бумаги не используется клей, который бы стал вредной примесью в почве. Краски, используемые в процессе печати, растительного происхождения. 

Как только бумага высаживается в почву, она начинает немедленно разлагаться, позволяя семенам превратиться в овощи, травы или цветы. 





Прорастание семян зависит от температуры, но у большей части высаженной бумаги оно начнется через 2 - 3 недели после посадки. Бумага Eden’s Paper стопроцентно биоразлагаема, поддерживает живую природу (в частности бабочек и пчел) и не причиняет вреда экосистеме сада. 

Так что достаточно пищи для размышления. Представьте, как разнообразные существующие варианты упаковки могут превратиться в растительные. И даже если потребитель не захочет их сажать, и упаковка окажется на свалке, по крайней мере, мы будем видеть свалки, покрытые цветами и растениями. С коммерческой точки зрения, возможно, потребители лучше воспримут бренд или продукт, если будут знать, что упаковка может превратиться в цветы. 

Стиман Антон, Международный эксперт в области упаковки