суббота, 13 февраля 2016 г.

Последнее пристанище кораблей: знаменитые техногенные свалки


Последнее пристанище кораблей: знаменитые техногенные свалки
С конца 1960-х годов Читтагонг занял свою нишу в весьма прибыльном, и в то же время грязном как в прямом, так и переносном смысле бизнесе по слому кораблей (фото: omyworld.ru)
Словно выброшенные на берег киты, вытянулись вдоль побережья некогда прекрасные океанские лайнеры и многотонные большегрузы. В отличие от Берега Скелетов, где корабли оказываются по воле злого рока и так остаются на последнее пристанище, здесь суда ожидает иная участь – стать металлолом.
Есть такая профессия – ломать корабли. Когда судну выносится приговор, что срок его службы прошел и пришло время отправляться на металлолом, в 50% случаях оно оказывается именно здесь, в Читтагонге.
 
Читтагонг в Бангладеш – второй по промышленному обороту город и порт этой страны на полуострове Индостан в Южной Азии. С некоторых пор, а точнее, с конца 1960-х годов, Читтагонг занял свою нишу в весьма прибыльном, и в то же время грязном как в прямом, так и переносном смысле бизнесе по слому кораблей, и сегодня является одним из лидеров этой отрасли.
 
Началось все с того, что в 1960 году недалеко от Читтагонга после шторма сел на мель греческий корабль. Снять его оттуда уже не смогли, судно несколько лет мозолило глаза, после чего его разобрали на металлолом. Этот случай подтолкнул рост подобного бизнеса в Читтагонге. Особенно большими темпами росло производство, если можно так сказать, в 1980-1990-е годы, когда ежедневно на слом приходило по 3-5 кораблей. Количество рабочих в тот период также росло в геометрической прогрессии, и по некоторым данным городок из лачуг работников протянулся на 20 километров вдоль береговой полосы, а число самих работяг и их семей насчитывало более миллиона человек.
 
(фото: omyworld.ru)
 
При этом оплата за труд была едва ли не номинальной – 1,5-3 доллара за день при 11-12 часовом рабочем дне. Никакой страховки или иных выплат, и ежедневный риск погибнуть от несчастного случая или отравления, либо же получить травму и остаться на всю жизнь инвалидом. Кроме того, экология – этот не тот вопрос, который волнует боссов этого бизнеса и вообще власти страны. Состав вредных элементов, выливающихся в морские воды в результате слома кораблей, вполне соответствует таблице Менделеева. А бизнес этот, во главе которого стоят американские, скандинавские и германские компании, между тем, весьма прибылен – зарплаты, налоги и взятки местным чиновникам, оседающие в стране, составляют сотни миллионов долларов.
 
(фото: omyworld.ru)
 
Несмотря на наметившийся в последние годы некоторый спад работ здесь из-за перераспределения старых кораблей в другие места слома, Читтагонг продолжает оставаться одним из главных подобных мест на планете. Необычный пейзаж привлекает и кинематографистов, в частности, здесь снимали некоторые сцены фильма «Мстители: Эра Альтрона».